«Папа из спецназа»: Призрачный гонщик, Хеллбой и Роршах отдыхают на Кайманах
В онлайн-кинотеатрах вышел новый комедийный боевик с Николасом Кейджем про эдакого Большого Лебовски, который должен вытащить внучку из лап бандитов. Рассказываем, почему картина оказалась больше похожа на поздние триллеры Брюса Уиллиса, чем на «Мэнди».
О чем это
Джимми (некто Джордан Джонсон-Хиндс), водитель майамского мафиози Донни (Джеки Эрл Хейли из «Хранителей»), крадет у своего босса драгоценную флешку с суперсекретной государственной информацией. Он хочет отдать ее властям, чтобы навсегда сбежать из криминального мира. Ограбление идет не по плану: сообщника Джимми убивают, а его вместе с женой Эшли (Эшли Грин, сыгравшая Элис Каллен в «Сумерках») ловят. Правда, супруга успевает спрятать запоминающее устройство в рюкзаке их десятилетней дочери Сары (Талия Кэмпбелл) и посадить ребенка на самолет до Каймановых островов. Там живет ее пьющий дедушка-раздолбай (Николас Кейдж), которого зовут то ли Мэтт Роббинс, то ли Джим Бентон — он и сам уже не помнит наверняка. Дед даже не подозревал о существовании внучки, потому что много лет назад по-свински бросил дочку, когда заболела ее мать.
На охоту за макгаффином Донни отправляет десяток вооруженных прихвостней, включая верного верзилу Бобо (Рон Перлман, звезда «Хеллбоя»), который берет в поездку Эшли. Вскоре выясняется, что Мэтт-Джим годами работал государственным киллером и, словно Лиам Нисон в «Заложнице», обладает множеством необычных способностей. В итоге к поискам флешки приходится подключиться самому Донни, еще более могущественной главе преступной группировки с мужским именем Гектор (Грейс Байерс), парочке госагентов (Джоэль Мур и Линн Уитфилд) и даже кандидату в губернаторы Флориды Кристоферу (Рик Фокс).
Кто это делал
Скорее всего, этот (вроде бы) комедийный боевик заинтересует в первую очередь поклонников Николаса Кейджа. Казалось, что после критического успеха «Мэнди», «Невыносимой тяжести огромного таланта» и «Свиньи» самый эксцентричный актер современности наконец-то покинет мир низкопробных VOD-релизов. Спешим разочаровать: карьеру Кейджа все еще можно описать цитатой из «Крестного отца 3»: «Только я решил, что вышел из игры, они втянули меня обратно».
Сама история создания фильма не сулила ничего хорошего. В ней нет ни студии А24, ни визионеров вроде Паноса Косматоса или Сиона Соно, ни сценария из так называемого «Черного списка». «Папа из спецназа» — это третий фильм, который компании Productivity Media и Darius Films сняли в рамках сделки с правительством Каймановых островов еще в разгар ковидных ограничений в 2021-м. Первый из них — черная комедия с Игги Попом и Джоэлем Муром «Дэниэл должен умереть» — пока так и не увидел свет. Второй — боевик с Роном Перлманом и Джоэлем Муром «Пекарь» — тихо вышел в сентябре. Во всех трех в сюжет кое-как вписаны Кайманы, где кинематографистам предоставили солидные налоговые льготы, размещение в отелях, доступ к локациям и логистическую поддержку.
Создается впечатление, что на производственную модель продюсеров вдохновила пресловутая компания Emmett/Furla Oasis, ежегодно строчившая где-нибудь в Пуэрто-Рико по три-четыре боевика с Брюсом Уиллисом. С точки зрения размаха «Папа из спецназа» недалеко от них ушел: дешевые спецэффекты, множество побочных сюжетных линий, призванных сократить пребывание главной звезды на площадке, минимум съемочных дней.
Как это выглядит
Плохо и лениво, но местами так плохо и лениво, что неловко и смешно! Хотя оператором выступил ветеран Марк Ирвин, снявший лучшие работы Дэвида Кроненберга в 1980-х и Уэса Крэйвена в 1990-х, боевик смотрится невероятно скучно. Никогда не догадаетесь, чем монтажеры спасали ситуацию: каждый раз, когда в картине появлялось новое действующее лицо с репликами, они нажимали «стоп» и ставили плашку с именем! Только это не «Карты, деньги, два ствола», тут нет Мыла, Крестителя и Толстого Тома. Это зрелище в духе «Коммандос» с картонными персонажами незамысловатых историй о похищении родственников. Совершенно непонятно, чем персонажи пятого плана, все эти Эшли, Сара и Джозеф, заслужили такие мемориальные таблички. Тем более что американские имена, как говорил Бутч Кулидж, ни хрена не означают.
А еще здесь бесконечно подписывают локации. Их целых три: Майами (там все гангстеры), Каймановы острова (там Кейдж с внучкой), Вашингтон (там спецагенты). Майами, Каймановы острова, Вашингтон. МАЙАМИ, КАЙМАНОВЫ ОСТРОВА, ВАШИНГТОН — раз за разом, капсом на весь экран. Отдельно зачем-то выделяют… ГАВАНЬ! Кстати, при всем при этом красот Карибского моря в кадре особенно не наблюдается, не считая парочки адресных планов из стоковых видео.
Отдельным источником непреднамеренного юмора стали бесконечные логические ошибки. Почему преследующие друг друга герои останавливаются в одном и том же отеле? Одну гостиницу арендовать для съемок дешевле, чем две. Почему все периодически делают вид, что впервые видят друг друга, хотя метелили друг друга в предыдущей сцене? Старость не радость. Почему в финале никто не интересуется судьбой Джимми, отца и мужа? Потому что его играет совсем уж неизвестный актер. Почему труп очередного неоригинально убитого злодея моргает в кадре? Потому что было лень снимать второй дубль. Как вышло, что 35-летняя американка из Флориды никогда не слышала про Джеймса Бонда? А это юмор такой! Еще почему-то шутят, что в России дефицит приправ. «Хот-дог без горчицы? Мы что, в России?» — сокрушается один из героев. Да у нас даже кинотеатры есть! (В них, кстати, «Папу из спецназа» показывать не стали.)
Насколько тут безумен Николас Кейдж?
Пять баллов из десяти. Кейдж предлагает зрителям экшен-версию Большого Лебовски или Пляжного бездельника. Его 70-летний ассасин меняет гавайские рубашки с цветочками в каждой сцене (вот куда ушел весь бюджет!), дрыхнет на пляже с бутылкой рома, кормит внучку болонской колбасой и поит водой с газом. У него неопрятная борода и роскошные седые волосы (так мог бы выглядеть Кэмерон По в «Воздушной тюрьме 2»). Изредка Кейджу достаются реплики вроде «Мне дали мешок с говном, а обещали fish and chips». Мэтта-Джима описывают как машину для убийств, которая «научила Рэмбо всему, что тот знает» и «видела смерть столько раз, что она перестала его волновать». Однако даже в том фильме, где Кейдж играет Чарли Кауфмана, актер был поживее. Ну да, он стреляет противникам из сигнального пистолета прямо в рот, больно лягается и передразнивает конвульсии бедняги, которому сломал кадык, но это Cage rage на минималках.
Джеки Эрл Хейли на автомате играет истеричного гангстера-гаденыша в очках с желтыми стеклами и халате с золотым драконом. Изо всех сил старается не ударить лицом в грязь Рон Перлман в роли интеллигентного убийцы, который разбирает с юной заложницей «Отелло» с «Оливером Твистом». Вероятно, в этих сценах актер импровизировал — от большинства других диалогов вянут уши. «Призрачный гонщик, Хеллбой и Роршах в одном фильме. Плюс охотник за привидениями присматривает за Призрачным гонщиком (Эрни Хадсон сыграл друга главного героя). Что может быть лучше?» — иронично хвастались продюсеры, анонсируя «Папу из спецназа». В целом они оказались правы ничего лучше в фильме нет.